В 1984-ом году астрономы сделали фотографию туманности Тарантула (NGC 2070) в Большом Магеллановом Облаке (далее БМО). Изображение не содержало ничего необычного и, естественно, тогда ещё никто и подумать не мог, что через 3 года именно в этом месте загорится самая яркая за последние несколько столетий сверхновая.
Открытие
Интересен тот факт, что сверхновая была открыта и человеком, и прибором независимо друг от друга. А развивалось всё следующим образом: астроном Ян Шелтон, работавший в чилийской обсерватории Лас Кампанас, исследовал телескопный фотоснимок БМО от 24-го февраля 1987-го года. Через него он обнаружил яркую звезду, которой по идее не должно было быть. Подумав, что появление нежданной звезды – просто какая-то ошибка, Шелтон поспешил наружу. И там, в ночном небе, чуть ниже туманности Тарантула, сияла сверхновая. Коллега Шелтона Оскар Духальде за 2 часа до этого также заметил новую звезду.
Однако самое первое свидетельство пришло ещё раньше. Подводный детектор нейтрино в водах озера Эри штата Огайо обнаружил мощный поток нейтрино от звезды ещё за день до того, как она стала видна на небе.
Особенности
В отличие от быстро гаснущих сверхновых, с которыми астрономы сталкивались прежде, SN 1987A достигла максимума блеска лишь через 85 дней, в мае 1987-го. Видимая звёздная величина составила +2,9m. Что при расстоянии примерно в 170 тыс. световых лет невероятно ярко. Ни одна обычная звезда не может быть видима невооружённым глазом при таком огромном расстоянии.
Интересные факты
С SN1987A связан ещё один интересный момент – она вспыхнула, будучи голубым сверхгигантом. А до этого считалось, что как сверхновые могут взрываться, только красные сверхгиганты и звёзды класса Вольфа-Райе. В связи с этим, теорию эволюции массивных звёзд пришлось пересмотреть по некоторым положениям. Так как получалось, что в силу каких-то процессов массивные звёзды меняют свой спектральный класс и превратиться в сверхновую могут, даже находясь в противоположной части диаграммы Герцшпрунга – Рассела, относительно красных сверхгигантов класса М.
Туманность Тарантула является активной областью звёздообразования. Помимо произошедшей вспышки сверхновой, она примечательна ещё и тем, что в ней расположено звёздное скопление R136. В этом скоплении имеется множество огромных голубых звёзд спектрального класса О, которые в целом, очень редки. Также имеются весьма редкие звёзды класса Вольфа-Райе и остатки взрывов других сверхновых. В скоплении R136 находятся вообще самые массивные из известных на данный момент звёзд. У нескольких из них масса более чем в 100 раз больше солнечной.
Помимо звёзд из Туманности Тарантула, БМО в целом содержит в себе значительное количество молодых огромных голубых звёзд. К примеру, весьма интересна звезда S Золотой Рыбы, по которой назвали целый класс ярких голубых переменных звёзд, к которому относятся в частности и самые мощные, из известных на данный момент, звёзды Млечного Пути: Эта Киля, HD 93129, звезда Пистолет (их светимости во всём диапазоне спектра составляют более миллиона солнечных).
В. Грибков
В 1987 году 23 февраля утром на портале Баксанской Нейтринной Обсерватории встретил деж.физика Ходова Виктора,дежурившего в ночную смену на нейтринном телескопе.Он рассказал,что зафиксирована на магнитный носитель вспышка нейтрино около 2 часов с минутами по МСК.Позже прошла информация что японский астрофизик на какой-то установке первым обнаружил всплеск нейтрино.Научным руководителем подземного телескопа на БНО тогда был доктор физ.-мат.наук Алексеев Евгений.