Сверхновая
Вспышка сверхновой звезды – один из самых грандиозных видов космических катастроф! Сверхновая в момент взрыва по блеску иногда может превысить яркость всей остальной галактики. Сейчас каждый год астрономы открывают по нескольку десятков сверхновых в других галактиках. Хотя, конечно же, из-за большого удаления галактик, без использования мощных телескопов нет возможности пронаблюдать эти сверхновые. А как же обстоят дела со сверхновыми в нашей собственной галактике − Млечном Пути?
История наблюдения сверхновых
Различные исторические источники (начиная от древних летописей и заканчивая записями астрономов нового времени) сообщают, что в течение последних 2 тыс. лет наблюдалось, по крайней мере, 6 ярких сверхновых в нашей Галактике: SN 185; SN 1006; SN 1054 (остаток которой ныне известен как Телец А или Крабовидная туманность); SN 1181; SN 1572 (сверхновая Тихо); SN 1604 (сверхновая Кеплера). Эти сверхновые в максимуме своего блеска имели отрицательную звёздную величину, т.е. соперничали по блеску с планетами Солнечной системы, а в некоторых случаях были и ярче них. Также имеются сведения о менее ярких наблюдавшихся в древности звёздах, которые также могли быть сверхновыми. Однако на 17-ом веке история наблюдений галактических сверхновых заканчивается и, по сути, начиная с момента начала телескопических наблюдений и до сих пор, не зафиксировано (по крайней мере, в визуальном диапазоне) ни одной, даже тусклой, галактической сверхновой.
Как обстоят дела сейчас?
Процент звёзд, которые потенциально могли бы стать сверхновыми сам по себе невелик от общего числа звёзд в Галактике. Но это общее число составляет как минимум две сотни миллиардов звёзд. Так что и количество сверхновых в действительности не настолько мало, чтобы не заметить их хотя бы раз в несколько десятков лет. Тогда возникает вопрос − почему же всё таки за четыре столетия не было видно ни одной галактической вспышки сверхновой? Дело тут кроется в нашем расположении внутри Галактики, а именно в том, что Солнечная система находится в плоскости галактического диска. Из-за чего очень значительная часть звёзд оказывается недоступна для оптических наблюдений из-за сильного поглощения света межзвёздной пылью, следовательно, и свет даже от самых ярких сверхновых будет ослабляться настолько, что их нельзя будет увидеть.
Таким образом, можно предположить, что на данный момент с наблюдением галактических сверхновых нам не везёт лишь по той причине, что их вспышки пока не произошли в доступном для оптических наблюдений секторе Галактики, который, к сожалению, из-за нашего расположения внутри диска довольно невелик. Тем не менее, ближайшие кандидаты в сверхновые находятся в сотнях световых годах от Земли.
Когда ближайший взрыв сверхновой?
Дать однозначный ответ, разумеется, нельзя – это может случиться как через сотни или тысячи лет, так и уже завтра. Однако можно не сомневаться в том, что подобная вспышка в радиусе нескольких тысяч и уж тем более сотен световых лет будет прекрасно наблюдаться с Земли, так что не стоит переживать о возможности случайно пропустить такое зрелище. В подтверждении этих слов можно в качестве примера привести вспышку сверхновой 1987А в Большом Магеллановом Облаке (БМО). Это первая, начиная с 17-го века, относительно близкая (БМО – карликовая галактика, спутник Млечного пути, удалена примерно на 170 тыс. световых лет от нас) сверхновая. При таком расстоянии она имела максимальный блеск +2,9m, а это средний блеск видимых фоновых звёзд.
Нетрудно догадаться, что подобная вспышка на близких расстояниях могла бы быть видна даже днём и была бы ярче Венеры. Даже возможно вплотную бы подобралась к яркости полной Луны. Всё зависит от конкретного расстояния до сверхновой. Ведь абсолютная звёздная величина сверхновых доходит до -20, а это в 10 тыс. раз ярче самых мощных из известных звёзд.
В. Грибков