Постобработка в программе Fitswork (Инструкция)

Постобработка астрофотографий в программе Fitswork 

Приветствую всех любителей астрономии. В этой статье мы разберем некоторые инструменты такой интересной программы как Fitswork. У программы очень широкий функционал: от калибровки и сложения до финальной допилки изображения, но лично я пользуюсь инструментами для постобработки, о которых и пойдет речь.

В первую очередь, скажем о том, что программа полностью бесплатная и скачать ее можно с официального сайта

Так же можно почитать мануал по программе от Э.Важорова. Не все инструменты, описанные автором, я сам использую, но о том, как складывать кадры в Fitswork, там довольно ясно описано.

 

В данном уроке будет использована сумма кадров по туманности “Пакман”, сложенная в Deep Sky Stacker. Сложено 246 кадров по 5 минут с применением всех калибровочных кадров (дарки, биасы, флеты)

Итак, скачиваем программу и запускаем. Видим вот такой интерфейс.

Интерфейс программы

 

Перетаскиваем наш автосейв из папки в окно программы. Автоматически откроется вот такое “Замечательное” изображение, которое нам нужно привести в приемлемый вид.

Сумма кадров

 

Первым шагом нужно открыть инструмент гистограммы и глянуть, что там у нас происходит. Для этого нажимаем кнопку “Histogram On/Off” в верхней панели инструментов.

Гистограмма

 

В открывшемся окошке, мы видим причину такого странного цвета изображения: три цветных графика, символизирующие собой цветовые каналы RGB, разбросаны в разные стороны. Как только мы сведем их вместе, мы получим правильный цвет изображения.

Но прежде чем мы это сделаем, нужно обрезать черную рамку по краям кадра, которая появилась после сложения, благодаря подвижкам при съемке. Это позволит нам точнее работать с гистограммой, так как эта рамка не будет отображаться на графиках каналов. Для этого выделяем левой кнопкой мыши нужную нам область, и нажимаем на кнопку с изображением ножниц (Cut off) на верхней панели инструментов.

Обрезаем изображение
Было-стало

 

Кстати, стоит отметить, что почти каждое действие, примененное к изображению в Fitswork, открывается в новом окне, так что мы всегда сможем вернуться к предыдущим шагам обработки. Итак, после обрезки мы видим, что слева от пиков цветных каналов графики разровнялись, и теперь мы можем спокойно выравнивать каналы и растягивать гистограмму.

Сначала нам нужно свести каналы вместе для получения правильного цвета изображения. Для этого открываем вкладку “Processing”, пункт “Color Functions”, инструмент “Color Corrections”.

Открываем инструмент редактирования цвета

 

В открывшемся окне, нам нужно изменить цифровые параметры для каждого цвета так, чтобы каналы соединились вместе.

Корректируем цвета

 

По графику мы видим, что зеленый канал выбегает дальше синего, а красный еще дальше. Уменьшаем значения для зеленого и еще больше для красного, делаем так, чтобы фон изображения стал нейтрального серого цвета.

 

Нажимаем ОК и смотрим как сместились графики каналов. Почти попали, но красный все же забегает вперед, а синий чуть-чуть отстает.

 

Делаем еще одну корректировку, чтобы лучше видеть положение каналов, можем потянуть за уголок окошко гистограммы и увеличить его. При повторном открытии инструмента “Color Corrections”, он предлагает применить те же настройки, что и в прошлый раз. В данном случае нам это не нужно, выставляем все параметры на 100, далее убавляем красного и чутка добавляем синего (если нужно корректировать менее чем на 5%, то значение можно прописать вручную).


 

Теперь, когда каналы более-менее выравнены, нужно немного растянуть гистограмму. Процесс довольно непростой и требует набитой руки. Главное не перетемнить фон и не пережечь звезды. Подвигаем левый ползунок под основание графика (затемняем фон), а правый смещаем влево (осветляем яркие части), как показано на рисунке ниже.

 

Шкалой гаммы (прямо под графиком) можно регулировать яркость изображения. Возможно потребуется несколько итераций по растягиванию гистограммы. Для удобства просмотра графика, можно нажать на кнопку отмеченную стрелкой на рисунке ниже.

 

После растягивания мы видим, что каналы сведены не идеально и повторяем корректировку цвета, теперь уже так, чтобы каналы сошлись как можно точнее, если нам потребуется несколько итераций – ничего страшного.

Окончательное сведение каналов

 

После чего окончательно поджимаем гистограмму, так чтобы и фон не был чернючий, и объект был виден и звезды не были горелыми шарами. Учтите, что если вы слишком перетянули гистограмму, то никто не запрещает вам “Оттянуть” ползунок обратно за пределы графика. В итоге получилось что-то такое.

Растянутая гистограмма

 

Можно поиграться еще, но думаю принцип вы поняли. Далее можно поднять насыщенности с помощью инструмента  Processing -> Color Functions -> Saturation. Я предпочитаю это делать в фотошопе, но если все же делаю это здесь, то чаще всего ставлю ползунок в районе 150%.

 

Далее, чаще всего, следует производить действия по выравниванию фона и у нас есть два пути: простой и замороченный.

Простой вариант делается за один клик, но результат не всегда получается приемлемым. Итак нам нужно просто открыть вкладку “Processing”, перейти в раздел “Background Flatten” и нажать на инструмент “Automatic Flatten for Nebulas”, что означает что программа автоматически выровняет фон, учитывая то, что на изображении у нас туманность или галактика.

“Автоматическое выравнивание фона для туманности”

 

В принципе, можно обойтись и таким выравниванием. Если же нам нужно выровнять фон для скопления (рассеянного или шарового), то можно выбрать пункт автоматического выравнивания для звезд.

Автоматически выравненный фон

 

Второй вариант куда более замороченный и требует тщательного подбора параметров. Открываем вкладку “Processing”, переходим в раздел “Background Flatten” и нажимаем на инструмент “Variable Flatten”

 

В открывшемся окне, нам следует подобрать ползунок “Mask Bright Areas” так, чтобы вне желтого выделения остались только неровности фона.

 

При необходимости левой кнопкой мыши можно выделять области для маскирования, а правой стирать их.

 

После чего нажимаем кнопку Calculate и смотрим на полученный результат. Если не устраивает, то подбираем параметры заново. Метод очень удобен для устранения градиентов, темных или светлых пятен фона, но при неправильном подборе параметров плодит много артефактов на фоне или давит периферию объекта.

Результат ручного выравнивания

 

Далее можно применить шумодавы, отдельно цветной и яркостный.

Цветное шумоподавление выполняется с помощью инструмента Processing -> Blur Filter -> Color Noise Filter

 

Приближаем изображение, чтобы рассмотреть подробнее, выделяем левой кнопкой мыши область кадра на которой есть и шумный фон, и цветастые звезды и сам объект. Для начала, двигаем ползунки так как показано на рисунке ниже, нажимаем Calculate и смотрим как изменилось изображение в выделеном участке. Далее подбираем параметры ползунка “Radius” так, чтобы и не обесцветить изображение и подавить шум. После чего нажимаем правой кнопкой мыши вне выделения и нажимаем Remove Selections и снова жмем Calculate, для того чтобы настройки применились ко всему кадру. После всех вычислений нажимаем Ok. Это не самый лучший в мире цветной шумодав, но иногда приходится работать и с ним.

Кстати, следует добавить, что подбор правильного значения ползунка “Radius” в этом и любом другом инструменте, зависит от разрешения изображения. Чем оно выше, тем больше должно быть значение радиуса для эффективного шумоподавления. Нередко приходится ресайзить изображение в меньшую сторону, чтобы подобрать оптимальные параметры.

 

Теперь будем применять яркостный шумодав, и тут Fitswork предлагает несколько вариантов, но мне больше всех понравился инструмент “NLM Noise Filter”. При правильном подборе параметров, он довольно аккуратно убирает шум, не трогая звезды и не создавая артефактов фона. Но так же при завышенных параметрах может “заблюрить” все начисто.

 

Действуем по такому же принципу, что и с цветным шумодавом: выделяем район, подбираем параметры, снимаем выделение, применяем для всего изображения и жмем Ок. В основном двигаем второй и третий ползунки (радиус шумодава и интенсивность)

 

Ну и напоследок, можно применить замечательный инструмент для уменьшения звезд, который при верных параметрах уменьшает пухленькие звезды, но может создать много артефактов фона и вокруг ярких звезд. Открываем вкладку Processing, раздел “Sharpen Filter”, инструмент “Make stars Smaller”

 

Принцип работы инструмента тот же самый. При подборе параметров оставляем второй и третий ползунок на невысоких значениях, а первым регулируем радиус “Сдувания” звезд, но делаем это без фанатизма. Первый признак того, что с уменьшением явный перебор – вокруг некоторых звезд появляются темные кольца, а фон покрывается темными крапинками.

 

На этом собственно и все. Далее можно сохранить изображение, нажав на дискету на верхней панели. Пишем необходимое имя файла и выбираем нужный формат изображения, чаще всего это TIFF либо PNG.

 

Ну вот и все, последующие шаги постобработки я обычно делаю в фотошопе, но и такой вариант тоже неплох. В Fitswork есть еще куча всевозможных функций, интерфейс у нее незамысловатый, и любой, хоть немного знающий английский язык, сможет и сам разобраться в ней и найти для себя много полезного!

3 Комментарии к записи “Постобработка в программе Fitswork (Инструкция)”

  1. Добрый день! У меня вопрос в какой программе вместо точечных звёзд можно поставить звезды крестиками. С уважением Александр

  2. 🙂 Это не программный трюк. Лучи от звёзд появляются при съёмке через телескоп Ньютона, из за наличия у него растяжек удерживающих диагональное зеркало.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *